Построй свой мир! Пятница, 03.05.2024, 09:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Праздники сегодня

» Наш опрос
Откуда Вы выходите в Интерент?
Всего ответов: 69

» Статистика

Раскрутка сайта - регистрация в каталогах

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

Главная » 2012 » Февраль » 8 » Экономическая наука в России: почему отстаём
21:33
Экономическая наука в России: почему отстаём

Вот уже более 35 лет российским учёным не присуждалась Премия Банка Швеции по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля. В чём причины и как это связано с состоянием нашей науки, рассказывает главный советник Аналитического управления Аппарата Госдумы Мамикон Айрапетян.

Справка STRF.ru:
Айрапетян Мамикон Сергеевич
, главный советник Аналитического управления Аппарата Государственной Думы, заместитель председателя Научно-экспертного совета по антикризисной политике при этом управлении, научный руководитель Центра проблем модернизации РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук


Почему наших экономистов нет среди лауреатов Нобелевской премии? Свидетельствует ли это об отставании российской экономической науки от мировой?

– Да, российская экономическая наука отстаёт от мировой. И это – главная причина того, что наших учёных давно уже не видно среди нобелевских лауреатов по экономике. Напомню, что первым и последним из них был Леонид Канторович, получивший Нобелевскую премию «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов» в 1975 году. Можно отметить и американского экономиста российского происхождения – Василия Леонтьева, получившего премию «за развитие метода "затраты-выпуск”» в 1973 году, правда, свои исследования он вёл за рубежом (в Германии, Китае и США).

Теперь о других причинах. Это сложность процедуры выдвижения, наличие политических факторов, влияющих на присуждение премии.

Но главное – «Нобеля» дают за прорывные исследования в экономике, причём сделанные, как правило, задолго до самого присуждения. То есть они должны пройти проверку временем, публиковаться в известных реферируемых журналах, а их результаты – иметь практическое применение. Между тем условия для проведения таких исследований в России сильно отличаются от западных. Непрерывная традиция исследований, устоявшиеся научные школы у нас отсутствуют по объективным причинам: существовавшие в Российской империи были ликвидированы после 1917 года, а созданные в СССР – после 1991-го.

Приведу пример: одна из традиций – исследования экономических циклов, представленная учёными-экономистами с мировым именем: Михаилом Туган-Барановским (родоначальник российской традиции), Ментором Бунятяном, Николаем Кондратьевым. В России она была уничтожена к началу 30-х годов. (Туган-Барановский умер в 1918-м, Бунятян эмигрировал во Францию в 1920-м, Кондратьев – арестован в 1930-м и расстрелян в 1938-м.) В СССР вплоть до конца 80-х годов никто всерьёз такими исследованиями не занимался. Разрыв составил более 50 лет! Традиция стала восстанавливаться с созданием школы «русского циклизма», к которой принадлежат Сергей Глазьев, Юрий Яковец и другие учёные. Хотя в эмиграции, в рамках Русской академической группы в Париже, экономических семинаров Бунятяна и Анцыферова, эта традиция продолжалась.

Есть ещё одно важное обстоятельство. Для получения Нобелевской премии нашими учёными в России должна была существовать достаточно устойчивая экономическая модель. За последние 100 лет модели экономического развития страны несколько раз менялись. Сначала это была модель построения капитализма, потом – социализма и снова – капитализма. Простая аналогия: разве можно в доме или офисе, где постоянно ведётся ремонт, переставляется мебель, полноценно отдыхать или заняться чем-то серьёзным?

Пока мы находимся в кильватере развитых экономик, копируя рыночные модели. Но нельзя получить премию за копирование модели или за её критику – а именно на это в основном направлены усилия российских учёных.

Суммируя сказанное выше, единственное направление, по которому можно в перспективе претендовать на Нобелевскую премию, – это циклические исследования на основе нашей традиции, признанной мировой экономической наукой. Замечу, что Василий Леонтьев был изначально связан со школой циклических исследований в экономике. Более того – с Национальным бюро экономических исследований (НБЭИ, США), которое в 1920 году возглавил американский учёный Уэсли Митчелл, исследовавший экономические циклы.

Что сейчас происходит в российской экономической науке? В каких направлениях заметно её развитие?

– Экономическая наука не стоит на месте: идут поиски новых направлений, формируются школы, традиции, например в Институте экономики РАН и Центральном экономико-математическом институте РАН. Не хотел бы никого выделять, чтобы не забыть упомянуть вполне достойных.

Как должна измеряться результативность учёных-экономистов: публикационной активностью, практической значимостью исследований для экономики, чем-то ещё?

– Мера результативности учёных в теории – точный анализ и прогноз, на практике – внимание власти к их рекомендациям, а ещё лучше – взаимодействие с экономистами. Очевидно, что эффективность экономики зависит от проводимой властью экономической политики. Состояние нашей экономики – показатель результативности и нашей науки, и власти.

Здесь важно и то, в какой фазе цикла находится экономика. Мировой и российский опыт последних, кризисных, лет показал, как сложно спрогнозировать начало и окончание кризисов и подъёмов в экономике. Как правило, это происходит почти наугад, с ошибками и потерями. Наши министерства экономики и финансов несколько раз меняли свои прогнозы. Создавалось впечатление, что у ведомств отсутствует общее видение картины. Российские прогнозы движения кризиса повторяли западные: мы внимательно следили за тем, что скажут Национальное бюро экономических исследований и Федеральная резервная система США.

Но ведь есть Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН…

– К сожалению, в России отсутствуют системные прикладные исследования экономических циклов применительно к нашей экономике (советская идеология исключала для социализма возможность вхождения в кризис, а для капитализма – возможность выхода из него). И это серьёзное упущение, особенно в условиях нестабильности мирового хозяйства, зависимости от неё нашей экономики, имеющей выраженную сырьевую направленность.

Что нужно изменить в организации экономической науки для повышения её «продуктивности»?

– В контексте темы – получения в будущем нобелевских премий – надо сделать следующее. Во-первых, приступить к проведению системных исследований, о которых я сказал выше. Их результаты должны составлять основу экономической политики. Власти, на мой взгляд, пора осознать, что любые управленческие решения, экономические и социальные программы не могут считаться адекватными и эффективными, если они приняты и реализуются без учёта циклических процессов в экономике.

Во-вторых, создать российский аналог Национального бюро экономических исследований. Такое предложение уже направлено председателю правительства.

Особое внимание стоит уделить организации взаимодействия исследователей экономических циклов между собой, с государственными и правительственными структурами, с деловыми кругами. И наладить сотрудничество с НБЭИ, изучить методы его работы, опыт организации исследований. Я не имею в виду их копирование.

Всё это будет полезным не только для решения актуальных проблем российской экономики, но и для дальнейшего развития единственной, на мой взгляд, в России экономической школы, имеющей давние традиции, – «циклической школы».

Кто и как должен готовить будущих учёных-экономистов? Какие здесь есть проблемы?

– Такие кадры готовятся в наших экономических вузах и институтах ведущими российскими учёными-экономистами. Хотя сомневаюсь, что учёных можно «готовить». Я имею в виду тех, кто способен обеспечить прорывы в науке, а не тех, кто многое о науке знает. Ими, скорее, становятся, это индивидуальный процесс, формирующий впоследствии научные школы. Но здесь, опять-таки, важно опираться на сложившиеся традиции.

Конечно, проблем много, и они хорошо известны. Хотел бы отметить две из них, на мой взгляд, ключевые. Первая: при подготовке будущих учёных-экономистов необходим междисциплинарный, а не узкий «бухгалтерский» подход к экономике. Хотя и он нужен для отдельных специальностей. Экономика – всего лишь часть культуры, цивилизации, и нельзя подходить к ней как к самодостаточному объекту исследований.

Вторая: все процессы в экономике имеют циклический характер, и поэтому исследования вне циклов – абстрактные и бесперспективные. Во всяком случае, с точки зрения науки. Считаю необходимым расширить преподавание теорий экономических циклов, а в тех вузах, где его нет, включить в учебные программы. Более того, следует приступить к повышению квалификации управленческих кадров государственных и коммерческих структур: управление в условиях циклических колебаний, реально существующих в нашей экономике, – весьма сложный процесс.

Если удастся поставить подготовку научных кадров на такую основу, наши экономисты вполне могут претендовать в обозримом будущем на получение нобелевских премий.

Просмотров: 802 | Добавил: k5p5o5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Панель пользователя
Узнай свой IP адрес
Загрузите ваши файлы на популярный файлообменник прямо с нашего сайта!

» Поиск

» Архив записей

» Друзья сайта

» Реклама
Партнёрка "без гвоздей"

Copyright k5p5o5 © 2008-2024
Хостинг от uCoz k5p5o5

Белый каталог сайтов

Скачать бесплатно фильмы, музыку, игры и программы на портале Boxik.net Goon Каталог сайтов RU-KATALOG.RU Catalog.299.ru Каталог ссылок. Информационный портал - Старого.NET WEB-ГОРОД - Место обитания сайтов Ещё один мой сайт